ТИНИТ
Главная | | Регистрация | Вход
Понедельник
06.05.2024
17:25
Приветствую Вас Хялижв | RSS

09:49
Тинит
Село Тинит (ТинитI) расположено на склонах хребта KIapy Яркур («Черный лес»), рядом протекает река Рубас.

На территории села найдены археологические памятники эпохи палеолита. Исследовавшие древнейшие памятники на территории села Тинит археологи А.А. Анойкин и В.Н. Зенин пишут: «Общий анализ археологических материалов стоянки Тинит-1 показал, что на объекте представлены комплексы достаточно большого культурно-хронологического интервала, определяемого рамками верхнего – среднего палеолита… Археологические комплексы Тинита-1 наиболее близки интвентарю леваллуа-мустьерьской группы памятников Восточной Европы, выделенной по материалам стоянок Крыма и Пруто-Днестровья».

По преданиям, записанным в 1961 г. со слов информаторов (Мирзабекова С. 1889 г. р., Саидова Н. 1910 г. р., Шихлеров Ш. 1896 г.р и др.), село Тинит основали выходцы из разрушенных сел: ЛитIнарин гъул, Ярси гьул, Кьалачдин гъул, Седирдин гъул.

Тухумы села Тинит: Маллияр, ГьечIер, Ганнар, Кьарализар, Устабаяр, Ибгьар, ЧIиргънар, Север, Наврузар, ТIюхъяр, ТIучбар, Нюфтегъяр. Найденные близ сел. Тинит археологические памятники, как выше отмечено, свидетельствуют о том, что эта территория была заселена в древнейшую эпоху и позже здесь происходили те же социально-экономические процессы, которые имели место в Дагестане, на Кавказе.

В последние века до н.э. – в начале I тыс. н.э. территория, занимаемая селом Тинит, входила в состав Кавказской Албании. С распадом этого государства возникло владение Табасаранское майсумство и территория, занимаемая селом Тинит, вошла в его состав. В 1 км к юго-западу от села Тинит находилось поселение, где найден большой сероглиняный сосуд, покрытый сплошной штриховкой, по шейке которого имеется валик с косыми насечками. Поселение относится к средневековью. Жители Тинита отстаивали свою независимость в борьбе с иноземными завоевателями. По сохранившимся преданиям они воевали против сасанидов. О походах арабских полководцев на селение Тинит и близлежащие общества в хронике «Дербенд-наме» говорится: «Войска (Абу) Убейда Джерраха дошли до берегов Рубаса и остановились, построив тут большие палатки и шатры. Абу Убейда командующему левым фронтом войска приказал: «Бери (с собой) двенадцать тысяч храбрых людей, идите в сторону Йерси, Кемаха, сражайтесь и опустошайте Табасаран. Но до восхода солнца вернитесь обратно».

С образованием Табасаранского майсумства село Тинит вместе с селами Бурганкент, Дашлукент, Кюрак, Хулюг, Джахтиг, Ружник входило в Этегский магал. В составе Табасаранского майсумства предки жителей Тинита воевали против турок-сельджуков, татаро-монгол. Особенно упорной была борьба тинитцев против сефевидских завоевателей.

В 1469 г. при поддержке суннитской династии Ак-Коюнлу сын Джунейда шейх Хайдар утвердился в Ардабиле как правитель. В 1483 г. он совершил первый удачный поход на север – против неверных черкесов. В 1487 г. шейх Хайдар вновь отправился на газават в Черкесию через Дагестан и опять одержал там победы.

В 1488 г. шейх Хайдар третий раз выступил из Ардебиля на север под предлогом утверждения ислама среди «неверующих черкесов». Его подлинной целью было покорение Ширвана. В том же году Хайдар повел отряды газиев и суфиев в западном направлении от Баб ал-Абваба. Битва кызылбашей, поддержанных, как полагают историки сторонниками сефивидов в Дагестане, с суннитским войском Ак-Коюнлу и отрядами ширваншаха Фарруха Йассара, среди которых было также немало дагестанцев, произошла вблизи селения Тинит, где шейх Хайдар был разбит. В битве ему отрубили голову. Тело Хайдара, полагают, было похоронено неподалеку от места битвы. Примерно годом позднее, в 895 г. х/1489-90 г. на месте захоронения останков шейха Хайдара было возведено памятное сооружение. А.-К. А. Бакиханов в сочинении «Гюлистан-и Ирем» пишет: «В кровопролитном сражении Шейх Хайдар был убит стрелою. Приверженные к нему табасаранцы похоронили его в деревне Тинид. На месте смерти Шейха Хайдара и над могилою, где лежало его тело, и теперь существует памятник, куда стекает народ на поклонение. Историю гибели Шейха Хайдара узнали от Хусайн-бека Леле и Фарук Султана, которые участвовали в этих битвах. По их словам, шейх Хайдар похоронен в Табасаране. Но я видел его могилу в Табасаранском магале Этек, на левом берегу реки Рубас. Могила находится в одном фарсахе от села Тинид». О военных походах сефевидов на Табасаран и их последствиях писал и Гасан Алкадари: «Шейх-Гайдар, бежавший с уцелевшими приверженцами из-под Дербента в сторону Табасарана, был убит на левом берегу реки Рубаса в местности, называемой теперь Шейх-Гейдаром. Тело его было похоронено в сел. Тинит, стоящем примерно на один фарсах выше оттуда. Это событие произошло в 895 г. гиджры, а христианской эры в 1489 г». Историки пишут, что, когда после этого случая с Шейх-Гайдаром прошло около двадцати лет и шах Исмаил Сефевидский вторично прибыл в Ширван, то он велел перевести тело Шейх-Гайдара из Тинитской его могилы».

Как мне рассказывали информаторы, еще в 30-е годы XX в. в Тините стоял красивый мавзолей, который был разрушен в рамках антирелигиозной компании. Из разных селений Южного Дагестана к мавзолею стекался «народ на поклонение».

В 1967г., во время сбора историко-этнографического материала в сел. Тинит, я побывал на месте, где стоял мавзолей от которого остались лишь развалины. На сохранившейся каменной плите высечена арабская надпись, датируемая 875 г.х. 1470/71 г. Текст гласит: «Всевышний Аллах сказал: «Всякая душа вкушает смерть». В восемьсот девяноста пятом году была построена эта усыпальница шайха Хайдара сына шайха Джунайда, сына шайха Ибрахима, сына шайха Али, сына шайха Садраддина, сына шайха Сафи».

В XVI-XVII вв. тинитцы воевали с персидскими шахами и турецкими султанами. У жителей сел. Тинит сохранилось много легенд, преданий, повествующих о борьбе против войск Надир-шаха. По преданиям, некоторые села были разрушены в период неоднократных походов персидских завоевателей. Шахские войска поголовно истребляли местных жителей, а женщин с грудными детьми собирали на ток для молотьбы и по ним устраивали скачки.

По социальному положению жители сел. Тинит делились на бекское и раятское сословия. Бек вершил суд, наказывал виновных, издавал законы, регулировал взаимоотношения отдельных лиц, решал земельные споры, накладывал штрафы и т.д. Власть бека была наследственной. Бек накладывал и собирал подати, повинности. Он имел вооруженных нукеров, которые выполняли разнообразные поручения.

В сел. Тинит были и духовные лица. Они не отбывали повинности беку. Источниками дохода духовных лиц была плата за обучение детей Корану, а также вознаграждение за исполнение религиозных обрядов. Сельский мулла производил суд по шариату.

Основная масса жителей с. Тинит были раяты, которые по своему положению мало чем отличались от крепостных крестьян. Раяты фактически были прикреплены к земле, хотя формально юридического факта прикрепления раят к земле не было. Они не могли переходить из одного селения в другое без разрешения владельца и при переселении обязаны были оставить в пользу бека все свое недвижимое имущество. Бек мог отпустить раята, но в таком случае его недвижимое имущество поступало беку. В пользу своего владельца раяты села Тинит несли разнообразные подати и повинности, которые делились на три категории: первая – это рента, она предполагала приложение рабочей силы; вторая – натуральная повинность, согласно которой в пользу владетелей вносилось определенное количество произведений земли и сельского хозяйства – пшеницы, ячменя, яиц, сыра, масла, винограда и т.д.; третья – денежные повинности. Кроме этого, от раятов беки требовали множество других налогов. Раяты, у которых были ореховые деревья, платили от одного до трех сабу орехов, у кого был сад – от одного до восьми сабу фруктов и т.д. В общей сложности раяты Этегского магала выплачивали и отбывали до 40 видов различных податей и повинностей. Они перечислены в архивном документе. Кроме того, «беки взыскивали с раят за преступления и проступки штрафы в свою пользу, изгоняли из селения». Разнообразие и число податей зависело от различных факторов; от состоятельности раятов; от количества раятских дворов, подвластных беку; от количества членов семьи бека; от силы и влияния бека. Хотя взимание повинностей регламентировалось обычаем, размер повинностей зависел от бека.

В селе Тинит существовали различные формы земельной собственности: бекская, общинная (джамаатская), мечетская( вакуфная). Бекская форма земельной собственности в селе Тинит являлась господствующей. Часть своей пахотной земли бек отдавал за определенную долю урожая в пользование раятов, другую часть оставлял в личном пользовании. Бекская земельная собственность расширилась за счет присвоения общинных и частно-крестьянских земель, за счет прямого захвата земель у крестьян. Общинные джамаатские земли села Тинит состояли из летних и зимних пастбищ, лесов.

Вакуфные (мечетские) земли состояли из земель, добровольно переданных верующими в пользу мечети навечно. Мечетские земли в Тините отдавались в аренду преимущественно безземельным или малоземельным членам общества из расчета половины урожая. Доход с мечетских земель поступал в пользу служителей мечети и на благотворительные цели.

Основным занятием жителей сел. Тинит являлось земледелие. Здесь возделывались пшеница, ячмень, просо, овес. В земледельческих работах принимала участие вся семья. Одним из необходимых условий успешного возделывания зерновых, как и других культур, была своевременная и тщательная подготовка почвы для посевов. Существовало несколько способов удобрения полей. Орудием пахоты служил плуг – дуруц или пуруц. Тягловой силой при пахоте служили быки и буйволы. В селе изготовлялись сельскохозяйственные орудия – плуги, лемеха, серпы, мотыги, кирки и т.д. Тинитцы уделяли внимание орошению. В хозяйственной деятельности тинитцев определенное место занимали садоводство и виноградарство. В Тините культивировались различные сорта яблонь, груш, слив, черешен, вишен и т.д. Жители села Тинит занимались также огородничеством.

Другим основным занятием тинитцев было скотоводство. Они разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей. Скот находился в частной собственности каждой семьи. Часто из-за отсутствия разносезонных пастбищ, необходимых для овцеводства, практиковался обмен с жителями горных сел.

Важное место в хозяйстве тинитцев занимали домашние промыслы. Распространение получила обработка шерсти, из которой изготовлялась одежда, обувь, паласы, мешки, сумки, ковры, ковровые изделия, носки, чулки. Также жители села занимались обработкой кожи и выделкой изделий из нее. Кузнецы занимались изготовлением и ремонтом сельскохозяйственных орудий и предметов домашнего обихода.

Тинитцы находились в торговых связях с жителями соседних сел, а также с Дербентом, лезгинами, азербайджанцами. Через Тинит проходили дороги, соединявшие табасаранские аулы между собой и с соседними народами.

Жители сел. Тинит, особенно безземельные и малоземельные, уходили на заработки. Они работали на маренных плантациях, в Дербенте. Небольшими группами уходили на выполнение сельскохозяйственных работ у крупных землевладельцев, богатых скотоводов.

С образованием Южно-Табасаранского наибства сел. Тинит входило в Дашлу-Кентское сельское общество.

Состав Дашлу-Кентского сельского общества

число дымов муж. жен. всего

Бугамкент 12 55 50 105
Дашлукент 21 69 67 136
Тинит 30 95 106 20
Хуряк 21 66 58 124
Хулюг 20 51 76 127
Чахтиг 11 53 46 99
Ружник 48 136 120 25

В это общество входили; Бурган-кент, Дашлу-кент (ДуртIил), Тинит, Хуряг, Хулюг, Джахтиг, Ружник. По данным Е.И. Козубского, число жителей союза в конце ХIХв. составляло 1084 чел.

После ликвидации бекства существовавшая в Тините административно-судебная власть бека перешла к сельскому обществу. Согласно «Проекту положения о сельских обществах, их общественном управлении и повинностях государственных и общественных в Дагестанской области» сельское общественное управление села Тинит составляли сельский сход, сельский старшина, сельский кадий и сельский суд. Сельский суд избирался сходом на три года. Многие вопросы сельские суды решали по адату и шариату. Сельское управление было подчинено царской администрации и выполняло в основном административно-полицейские функции. В 60-х гг. ХIХ в. власти не только не предприняли попыток ликвидировать зависимые отношения крестьян в табасаранских аулах, в том числе в Тините, но фактически узаконили эти отношения.

Распространение арабской письменности в селе Тинит связано с проникновением ислама. В связи с распространением арабской письменности здесь следует иметь ввиду, что представители одного из тухумов села, а именно «ГьечIер», по преданию, являются выходцами из Багдада, которые сыграли важную роль в распространении грамоты. На территории села выявлены памятники с арабскими надписями. Строительные надписи зафиксировали время возведения культовых зданий, жилых домов. Большую группу среди памятников эпиграфики составляют надписи-эпитафии, т.е. надписи на надгробных сооружениях.

В культуре тинитцев большое место занимают фольклорные жанры: сказки, песни, пословицы и поговорки, предания и легенды.
Просмотров: 303 | Добавил: LoveLas | Теги: тинит, табасаран, джахтыг, ружник, Хулюг | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Мини-чат
200
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Хялар 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz